Trust no one
Итак, вчера мой невимый друг-философ проснулся от спячки и захотел что-то изложить. Пару лет назад он был довольно плодовит на всякие философские суждения и даже начал писать манускрипт с моей помощью. Поэтом он заявил, что в словах правды нет, а истиное Дао невыразимо, после чего, большую часть философских трудов флудов встречал с печальной улыбкой и никак не комментировал. Однако, после того как мы начитались книги по психотерапии, его постигло какое-то озарение относительно человеческой природы, которым он и хочет поделиться. Озарение произошло при обдумывании фразы о том, что люди всегда выбирают наилучший по их представлениям способ действия. Поналалу, это утверждение казалось спорным, но по мере изучения этой самой книжки по психотерапии стало ясно, каким образом и по каким причинам люди (со сторонней точки зрения) действуют иррационально и что мешает им изменить шаблоны мышления и поведения. Тем не менее, незнание не освобождает от ответственности, и результаты многих поступков оказываются трагическими как для тех, кто их совершал, так и для тех, кто связан с ними. Так вот, на основании этого мой философский друг делает заключение что романтики разного сорта делают фундаментальную ошибку, полагая, что в окружающем мире существуют прынцессы на белом коне люди, являющиеся собранием достоинств и прочих положительных черт. Если проанализировать эту позицию более полно, то получается, что если бы такие люди действительно существовали, то они были бы наиболее ненадежными и оторванными от реальновти, в плане их дальнейшего поведения. Такие люди совершали бы за свою жизнь только оптимальные с позиции оценивающего выборы, и, таким образом совершенно не допускали бы ошибок. При этом их модель мира оказалась бы построенной исключительно на обобщениях позитивного опыта и не содержала бы паттернов поведения связанного с обработкой ошибок, равно как и паттернов обучения новым моделям поведения. Таким образом, "рафинированный идеал" на деле представляет собой что-то вроде тепличного растения, к самостоятельной жизни совершенно неспособного. Такой вот парадокс. На этом месте друг-философ хватается за голову и сообщает, что он опять изобрел велосипед и все это было изложено пару тысяч лет назад до него и гораздо лаконичнее, в религиозной доктрине, а именно в пассаже, касающемся ценности раскаявшихся грешников для Бога, по сравнению, если не ошибаюсь, с праведниками. Не знаю, позволит ли этот вывод терпимее относиться к людям, но то, что поиск людей с опеределенным набором качеств для какой-то цели является занятием не просто бесперспективным, а приводящим к прямо обратным ожидаемым результатам становится тепеть практически очевидным. Иначе говоря, этот подход является некоей проекцией поиска халявы: попытка получить все готовенькое, вместо "лепления из того что было", с другой стороны, обучаемость становится чуть ли не единственным адекватным критерием оценки других людей в любых областях.

Друг-философ просит не забывать, что все вышеизложенное является не более чем жонглированим смыслами с применением бинарной логики, и, таким образом, порождено всего лишь неполнотой описания и не имеет отношения к природе вещей.

@музыка: LZ -Nobody's fault but mine

@настроение: Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом

@темы: ни о чем в пустоту

Комментарии
02.11.2009 в 22:19

Ну, самые лучшие из нас давно живут в монастыре, где как раз и созданы пресловутые тепличные условия.
Но к вопросу о поиске человека, обладающего многочисленными позитивными качествами - вряд ли человек этот будет их массово рекламировать, и останется не узнанным среди толпы.
02.11.2009 в 22:28

Trust no one
> самые лучшие из нас давно живут в монастыре
не всегда, но отчасти, пожалуй соглашусь.
>обладающего многочисленными позитивными качествами
Пост был скорее о том, что за одного битого двух небитых дают и положительные качества, не растущие из негативного опыта, немного стоят.
02.11.2009 в 22:45

> Пост был скорее о том, что за одного битого двух небитых дают и положительные качества, не растущие из негативного опыта, немного стоят.
Поясните, пожалуйста. То есть, раскаявшийся уголовник лучше пылкого юноши, воспитанного на английских романах?
02.11.2009 в 22:58

Trust no one
Nattyan, да, примерно так. Пылкие юноши подвержены влияниям (см. Портрет Дориана Грея), а вот раскаявшегося уголовника таким уже не проймёшь, раскаяние является его осознанным выбором, а не "предустановкой".
02.11.2009 в 23:05

То есть, горько сожалеющий о своих ошибках человек приобретает позитивные качества?
Но мне думается, что если ошибки повторяются, то раскаяние не делает человека лучше.
02.11.2009 в 23:10

Trust no one
Всё зависит от конкретной личности, естественно. Но в общем случае шанс наступить на одни и те же грабли дважды меньше, чем шанс наступить на грабли впервые. Так мне кажется. Именно поэтому я и упомянул обучаемость, как единственный критерий "страховки от совершения ошибок", если угодно.
02.11.2009 в 23:29

Пылкий юноша тоже обучается из романов :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail